Об обществе
…На самом деле, общество людей – это очень подвижная структура, это живое существо, это животное, которое, с одной стороны, вроде бы давно одомашнено, и стало ручным, с другой стороны – оно все же ближе к волку, чем к собаке. То есть, сбежать в лес может в любой момент, потому что, как известно, сколько волка ни корми. Даже самое порядочное, приличное, буржуазное общество – на самом деле – и это всегда знают те, кто знает изнанку этого общества – в любой момент может свалиться в первобытный хаос. Потому что силам, которые удерживают это общество в состоянии добропорядочного покоя, всегда противостоят, и на самом деле ничуть не уступают – силы, способные превратить это общество в голодную стаю.
Грань эта тоньше, чем многие думают. За один день приличный человек в галстуке, если его поместить в соответствующие обстоятельства, может стать зверем в ошейнике. Поэтому нужны силы, происходящие из самого хаоса, родственные ему, но способные сделать что-то, для того, чтобы хаос не стал всеобщим, а наводнение – библейским потопом.
Криминальный мир является неотъемлемой частью мира людей – по крайней мере, того мира людей, который существует сегодня. Это мир неравенства, это мир, основанный на неравенстве и развивающийся за его счет. И пока это так, всегда будет преступность.
Преступность – это наиболее дерзкая часть общества, не слишком почитающая его законы. Большая часть общества живет, смирившись с его законами. Богатых эти законы как нельзя лучше устраивают. А бедных, большинство из них, они не то чтобы устраивают – но изменить их им не дано, в общем, кишка у них тонка. Но есть та часть общества, у которых кишка не тонка, и они, в какой-то, роковой момент своей биографии, способны решиться отнять что-то у общества, у богатой его части, на том простом основании, что и само общество живет, отнимая что-то у одних, более глупых, инертных и ленивых, и передавая другим, более ловким, умным и ушлым.
Преступность – неоднородная структура. В этой части общества, отвергающей, вроде бы, законы, есть, на самом деле, свои законы. И самое смешное, что эти теневые законы сформулированы четче, и действуют безотказней, чем законы «порядочного» общества. Получается, что теневое общество умнее основного, и наглым образом берет у него все лучшее. Принцип «блатных понятий» взят ворами в законе именно у добропорядочного общества – или «лоховского», как они его, не без оснований, называют. Иерархия четкая – тоже взята ими чуть ли не у государства древних греков и римлян. Только вот лишнего брать они ничего не стали – минимум бюрократии, минимум чиновничества, все выстроено довольно скупо, четко, и за каждое отклонение – суровое наказание. Вот как это работает, и надо сказать, это работает хорошо.
В том числе, потому, что существуют такие люди, как – воры в законе. Это своего рода, дипломатические работники, послы, осуществляющие отношения между обществом законопослушных граждан и обществом граждан, если можно так сказать, «законно-не-послушных». Поэтому – хоть правоохранительные органы обычно смущенно и неохотно говорят по этому поводу, но, на самом деле – воры в законе нужны закону. Они нужны нам, тем, кто стоит на страже интересов порядка, чтобы порядок сохранялся. Эти дипломаты от теневого мира, о существовании которого большинство граждан знает только по криминальным телепрограммам, удерживают этот мир тени в состоянии порядка. Потому что если он выйдет из этого состояния, многим добропорядочным гражданам придется несладко. Я могу компетентно утверждать, что и сил, и мозгов, и изобретательности, да и, в конце концов, денежных ресурсов – у этого теневого мира больше, чем достаточно.
К сожалению, именно в нем нашли себя и многие — просто очень и очень — талантливые люди, прекрасные организаторы, прирожденные руководители и смелые стратеги. Так что если всю эту силу выпустить из-под контроля – мало, как говорится, никому не покажется. Вот почему я говорю эту странную, если не сказать, крамольную мысль – хорошо, что есть воры в законе. Пока воры в законе есть, обычные люди могут спать спокойно (на этом месте впечатлительный журналист упал в обморок).
Могу поделиться еще одним занятным, психологически-географическим наблюдением. Такая система управления теневым обществом через воров в законе эффективна не только в русском, но и в: итальянском, южноамериканском, мексиканском, и даже — в японском — контексте. То есть, везде, где речь идет о «горячем» народе, с такими особенностями менталитета, как эмоциональность, вспыльчивость, возбудимость…
А вот горячие финские или эстонские парни, насколько я знаю статистику, совсем другое дело. Преступность там, конечно, есть. Но воров в законе нет. Потому что нет там напряжных, острых ситуаций. Потому что пока эстонец с присущей ему горячностью обдумывает острую ситуацию, она постепенно перестает быть острой. А если нет острых ситуаций – то и ворам в законе делать нечего. Если никого не надо растаскивать, они без работы. А без работы они быть не любят. И они покидают Эстонию и уезжают чуть южнее. В Сочи. Отдыхайте в Сочи, там точно безопасно…
© Алескей А. Петрухин, «ИДЕАЛЬНЫЙ ШТУРМ», 2008 год.